Вообще, начать и кончить отчет можно было бы одной фразой: "Завышенные ожидания губят хорошие игры". Если бы поделка от Warner Bros. была хорошей. Но обо всем по порядку, сначала о плюсах. Как ни печально, но плюса я нашла только три - это сеттинг, дизайн и новая структура расследования преступлений. События в Готэме разворачиваются в канун Рождества, поэтому повсеместно наблюдаются занесенные снегом улочки, праздничные гирлянды и рождественские фигурки. Первоначальное впечатление от города насквозь позитивное, выглядит как большая игрушка-песочница. Также разработчики изменили общую стилистику персонажей. Нет, это все еще насквозь комиксовая игра, но с куда большей оглядкой на реалии - костюм Бэтмена ибо по молодости еще не тонкий кевларовый, а грубоватый и бронированный, на котором в лучших традициях серии появляются сколы и вмятины. А Бэйн чем-то неуловимо напоминает своего нолановского тезку. Вообще, посмотреть на всех злодеев за 5 лет до начала основной ветки в "Arkham Asylum" довольно любопытно. Маска Сиониса не прикипела к лицу. Нэштон еще пока не Риддлер, а начинающий, но тем не менее амбициозный "Энигма". Крок еще не эволюционировал в лютого крокодила и пока напоминает зубастую ящерицу. Бэйн - вполне себе шкафчик, а у Пингвина оба глаза на месте и без монокля. Да и сам Бэтмен, строго говоря, даже еще не получил своего прозвища, его поминают исключительно "Мышью". А уж то, какие он корчит страшные рожи и как орет на своих противников, и вовсе забавно, невольно вспоминается этот прекрасный похерфейс и ледяной голос из "Arkham City". Авторы хотели показать еще неокрепшего Бэтмена, и в принципе это у них получилось. В "Детективном режиме" появилась такая фишка, как реконструкция места преступления, которая и реализована замечательно. Сканируя улики, Бэтмен почти всегда делает логичные выводы из никакущих зацепок, и тогда появляется симуляция того, как эти зацепки возникли. Выглядит это все в виде вот таких вот движущихся синих фигурок в помехах. Замечательна находка тем, что все происходит в реальном времени, а не в скрипте, ролике или QTE. То есть мы можем сами вертеть перемотку событий вперед-назад и ходить вокруг и сквозь восстановленную картинку, дабы получше рассмотреть детали. Погружение вполне себе неплохое. И еще одна плюшка: в "Arkham City" отсканированные улики не отображались, кроме самых что ни на есть крупных. Т.е. Бэтмен видит детективным зрением пятно крови и говорит, что мол, там кровь. А в реальности асфальт чистый, аки слеза младенца. В нынешней игре палится абсолютно все, даже шерстинки от пиджака. Минус же обновленной системы в том, что в улики нас теперь тыкают носом, вешая над ними красноречивые красные треугольники. Обидно и чувствуешь себя тупым дебилом после второй части, где нужно было все искать самому. А как было здорово асфальт носом пахать. И дальше, к сожалению, я подхожу к необходимости написать овердофига текста о минусах и косяках "Arkham Origins". Поэтому, если вдруг найдутся школоло ценители, писающие кипятком с новой игры, под кат им лучше не лезть. Тлен, гАтичность и безысходность. Вообще-то говоря, этих ценителей я вполне могу понять - ибо они не садились за ранние игры серии. А тут вкурили и обкаваились. Да, если начинать знакомство с "Batman: Arkham" с приквела, то все прекрасно и тянет где-то на 9/10. Но если вы знаете две предыдущие части или, не дай бог, недавно прошли "Arkham City"... То "Origins" лучше запустить где-то так через полгодика. Чтобы выветрить впечатления и успеть соскучиться. В противном случае пора готовить тошнотные пакетики и заставлять себя играть через силу. Ибо творение Warner Bros. - ВТОРИЧНО ЧУТЬ МЕНЕЕ, ЧЕМ ПОЛНОСТЬЮ. Да, здесь другой сюжет. Да, новый дизайн и новые персонажи. Но это не спасает игру от ужасающей похожести на своих предшественниц, а ваши челюсти от сведения адской зевотой. Невольно вспоминается история с "Deus Ex: Human Revolution", когда разработчики тоже взяли и скопировали многое из оригинальной игры. Но пардоньте, там копирование было изящное, красивое, творческое и совмещалось с новыми и пугающими размышлениями на тему имплантов. Да и вообще это была свежая доза прекрасного и забытого киберпанка. А здесь жалкие попытки разработчиков представить тоже самое под другим соусом выглядят бездарно. Карабканье в самом начале игры в Блэкгейт почти полностью аналогично вылезанию на поверхность в лечебнице Аркхем. Взрывающийся вертолет взрывается также, как и в "Arkham City". Механика боя с противниками под Титаном перенесена с минимальными изменениями. Также и с геймплеем из кошмаров Пугала, перенесена в другие декорации часть механики из боя с Рас'аль Гулом, практически такие же начальные тренировки дополненной реальности. И это только, что я вспомнила, вся игра насквозь такая. Было-видели-встречали, боянбоянбоян! Деструктор тупо поменял форму и набор начальных функций, вместо ледяной гранаты - клеевая. Омайгад, забудьте про мое "ближе к реалиям". Секвенсор по какому-то фигу работает на неизмеримо большее расстояние, чем раньше, а усилитель крюка доступен с самого (!) начала. Хотя вообще-то прототип (!!) будет изобретен через шесть с половиной (!!!) лет. И не надо мне загонять про увеличившуюся площадь карты. Можно было бы придумать что-то иное. Кстати о птичках, то бишь о расстоянии. Да, обещания о игровом мире "в два раза больше" разработчики сдержали. Только печально то, что в нашем распоряжении не то чтобы Готэм, а всего лишь... АркхемСити и АркхемСити-2. Нет, первые пару часов летать по будущей зоне изоляции здорово - видишь, каким оно все было до создания периметра и поселения здесь суперзлодеев. Но восторг быстро сменяется скукой, а как вы хотели? Летаем-то по сути все по той же архитектуре, что и в прошлой части. АркхемСити-2, простите, Новый Готэм как-то совершенно не остается в памяти. Он реально практически такой же в архитектурном плане, а уникальных и привлекающих внимание зданий так и в разы меньше. Соединяет все это беспредельство длинный мост, по которому кайфово пролететь один раз - для ачивки, ни разу не коснувшись земли. Потом эта длинная дура будет вызывать только сплошную тоску. Ее же вызывает и другой факт: когда разработчики сообщили, что действие новой игры будет происходить в Готэме, услужливое воображение нарисовало Бэтмена, сидящего на горгулье и наблюдающего за трафиком машин и потоком людей. Так вот, если у кого-то были такие же сладкие мечты, как и у меня - забудьте о них немедленно. Город мертвый от слова "совсем". И очень зло и иронично в этом плане выглядит замечание Альфреда в самом начале игры, что "вы ж понимаете, если какой-нибудь малыш в канун Рождества выйдет на балкон, то он ожидает увидеть там Санта-Клауса, а не страшную летучую мышь". Я пыталась дождаться этого мальчика, ну хоть каких-нибудь цивилов, пугливо пробирающихся по переулкам, но нет. Все те несколько мирных жителей появляются строго в заранее прописанных сценах и миссиях. Попытка съехать на то, что это-де канун Рождества и все попрятались по домам, ну вообще не убедительна - даже если Бэтмен взорвет взрывчатый гель на чьем-нибудь балконе, это не аукнется никакой реакцией. Ибо вместо домов - мертвые текстуры. Кого в городе дофига, так это бандитов, что в общем-то только усиливает ощущение, что мы бегаем все по тому же АркхемСити. Дабы как-то выкрутиться из создавшейся ситуации, Warner Bros. раскидали по карте точки сброса Бэткрыла, по одному на каждый район. Фаст трэвел нынче модная а тут и полезная вещь, и вы обязательно начнете им пользоваться после середины игры. Почему после? А потому, что путь к сердцу геймеров и их желанию облегчить себе жизнь идет через кабинет проктолога тернист и труден. В каждом районе, помимо упомянутой точки сброса, есть и башня, блокирующая ее. И чтобы наконец получить доступ к Бэткрылу и полетать на нем в заставочном ролике, а вы как хотели, сами рулить? а где права на управлением самолетом? необходимо сначала обезвредить саму башню с глушилкой. Привет, Assassin's Creed! А абсолютное большинство башен требуют гаджетов, которые станут вам доступны как раз после середины игры. Такие вот пироги с котятами. Прочитайте еще раз и осознайте весь алгоритм. Игла лежит в яйце, яйцо в дятле, дятел в зайце, заяц в хрустальном гробу на дереве. А деревьев там ТЬМА! И все в гробах. (с) Не говоря уже о том, что доступ в башню не всегда возможен. И тут повествование подходит ко второму кошмару после вторичности - БАГАМ. В одну из башен которые, кстати, не только блокируют вызов самолетика, но и еще являются препятствиями на пути к Энигме попасть путем, придуманным разработчиками, тупо не-воз-мож-но. В один прекрасный момент Бэтмен просто не влезет в вентиляцию, а путь назад закроют невзрываемые решетки. Методом гугла выяснилось, что этот баг лечится, но внимание - другим багом! И примерно получасовыми танцами с бубном. Я думала, такой подход "клин клином" справедлив исключительно для России, а оно вон как. Из других прелестей - если судьба и неуемное желание выполнить все побочные квесты занесет вас в канализацию под полицейским участком - знайте, что закончить вы можете не Летучей Мышью, а вполне канализационной крысой. Собрав все что надо, и собираясь вернуться на поверхность, можно обнаружить, что лифт aka единственный выход мистическим образом сам поднялся вверх. Без вас. А пульт управления лифтами Бэтмен пока не изобрел. Это сейчас уже в интернете появились туториалы, а я, по ходу, обнаружила этот баг одна из первых, поскольку в этом случае гугл мне помогать отказался. Проматерившись около часа, случайно (!) обнаружила лестницу, не маркированную (!!) на карте. Это, видимо, был приз для особо стойких, не разбивших монитор и не удаливших игру нахрен. Выход на поверхность воспринимался, как вознесение на небеса. Еще стоит упомянуть, что после завершения кампании две побочки так и остались незаконченными - информаторы, которых надо допросить, вроде и рады поделиться сведениями. А кнопка допроса не появляется. Вроде как баг пока не починен. Ну и совсем уж "мелочи" - Бэтмен почему-то разучился пикировать на врага, хотя пиктограммка всегда буквально умоляет это сделать. А еще бывает такое:
Выглядит забавно, происходит часто, бесит неимоверно. Это те баги, что отловила я. Инет говорит, что их куда больше. Каким местом люди выпускали такую кривую игру, мне до сих пор не ясно - в "АркхемСити" я не поймала не единого косяка. Несколько претензий есть и к персонажам. Нет, в принципе, мозг находит оправдание тому, почему Copperhead из мужчины внезапно стала женщиной - как-никак, игра лишилась сразу трех Сирен Аркхема и Талии, а одной Шивы для популяции женского населения явно недостаточно. Но логика, ау? За что так издеваться над каноном? Туда же и послетитровый ролик с Дэстроуком - я реально не знаю, нафига он был. Фишку с Отрядом Самоубийц вкурят только Очень хорошо знающие канон, и как бы Дэстроук в этот отряд никогда не входил. Бэйн, как один из наиболее спокойных и рассудительных злодеев, долго удерживает на себе симпатии, но и его образ сливается ближе к концу игры опять-таки в тупую образину. И, то, что его нужно будет выносить далеко не один раз, радости не прибавляет. Незаслуженно обошли вниманием и Календарника. Разрабы, дебилы, вы делаете игру о кануне Рождества! Вам сам бог велел сделать Джулиана Дэя если не одним из главных злодеев, то как минимум дать ему вкусную и интересную побочку! Но нет, Календарник мелькает только в начале игры и тут же сливается в никуда. Ну и конечно же, Джокер. Его от кишок пытаются сделать маньяком, психом и извращенцем. Увы, получается серо. Бейкер играет голосом очень невыразительно, новый Джокер лишен всего того непередаваемого шарма и обаяния, которым щеголял ранее. И дизайн, мама моя. Кто сказал художнику, что лошадиные зубы и силиконовые губы смотрятся хорошо, того пора сажать на электрический стул. Почувствуйте разницу. Небольшой респект можно дать только за его историю. Да и Бэтмен особо, честно говоря, симпатий не вызывает. Нет, я могу простить его горячность и импульсивность. Да, я понимаю, что мейби с какой-то стороны он и правда не вполне психически нормальный. Но поверьте, разрабы, этим мыслям вполне тепло и лампово в моей собственной голове, не надо их мне показывать в вашей интерпретации. А уж за то, что Темный Рыцарь с его чутким отношением к смерти, как-то вообще не парится, обирая мертвых - вам выговор с занесением в грудную клетку. Персонажи, которые должны служить образованию драмы, прописаны слабо. Если в "АркхемСити" я рыдала в финальной сцене с Джокером и Бэтменом, то тут трагический эпизод не вызывает никаких эмоций, кроме постного "okay" и затыкивания пробела. Да и в целом слабо прописан сам сюжет. Вернее как - не слабо, а непрофессионально. Сценарист несколько раз выкатывает такие эпизоды, где по накалке страстей кажется, что вот он, финал, квинтэссенция, катарсис! А потом оказывается, что игра еще есть и дальше. И после череды таких "ложных" финалов настоящая концовка смотрится как-то сиро и бледно. Акценты не там расставлены. Странная вышла ситуация и с переводом. Локализаторы вроде те же, но создается впечатление, что они слишком торопились и поэтому не уделили игре такого же должного внимания, как и предшественнице. Это касается, во-первых, имен некоторых злодеев. Та же Copperhead куда лучше звучит как "Медянка", вместо дословного и не очень гладко выглядящего "Медноголовка", которое и занимает место в игре. С Anarchy не стали сильно париться, и так его и назвали. Что вижу, то пою. Не понимаю, в чем была сложность перевести имя пацана как "Анархия", вписывалось бы куда лучше. А во-вторых, не переведены ВСЕ переговоры бандитов на карте, за исключением важных квестовых. Нет, оно конечно не то чтобы так уж важно, я и сама могу понять, о чем они говорят. Но тем не менее, не все так хорошо знают английский, и таким образом выкусывается огромный кусок из атмосферы игры - у игрока есть шанс просто не услышать, как над Бэтменом сначала насмехаются, а потом начинают его реально бояться. Да и вообще не пересказать всех тех мобовых интересностей и забавностей, что остались за кадром перевода. Если же скука от игрового процесса в сингле достигнет своего пика - то, прежде чем удалять "Arkham Origins", следует затестить его новую фишку - это мультиплеер. Вообще, когда я впервые услышала о его введении в игру, настроение было самое скептическое, ибо нормальную реализацию этого дела представить было тяжело. Мультиплеер разрабатывала сторонняя студия Splash Damage, которая работала над ним же в "Return to Castle Wolfenstein", "Doom 3". Разумеется, он не без косяков - бедноват по своей структуре и аватары игрока ну уж оооочень деревянные, к управлению ими надо привыкнуть. Суть такова: для игры на карту набирается 8 игроков, после чего им рандомно раскидываются роли. По трое человек играют за членов банды Бейна и Джокера, а двоим дается побегать за самих Бэтмена и Робина. Героям для победы на карте нужно по максимуму поднять "шкалу запугивания" - то есть вынести как можно больше бандитов. Респавн 5 секунд, не переживайте. Бандитам же для победы нужно захватить несколько контрольных точек и по максимуму уменьшить численность противника. На первый взгляд кажется, что читернее всего играть за героев - на их стороне и детективное зрение, и возможность вырубить одним ударом. Но и у бандитов есть свои плюшки - это возможность действовать сообща конечно, если в одну банду попадут трое друзей с микрофонами, множество разных, открывающихся по ходу повышения уровня пушек, и даже возможность стать Бэйном или Джокером. Ближе к концу матча становится доступна специальная дверь, за которой находится пока неопределившийся в своей принадлежности суперзлодей. Кто первый и из какой банды до него добежит, тот за него и станет бегать. Суперзлодеи куда более сильные и толстые, а потому не респавнятся, в отличие от мобов. Даже если звучит это сложновато и замудрено, играть оказывается неожиданно интересно, когда немного осваиваешься. Именно в мульте, а вовсе не в распиаренном режиме "I am the night", наконец показывается настоящий "Arkham Origins". Игра за бандитов не дает соскучиться, тут надо все время крутить головой - высматривать банду противника и искать героев и их ловушки, не давая подобраться к себе со спины. Бандиты вооружены аналогом детективного зрения, но оно у них довольно быстро кончается и требует перезарядки. А игра за героя, наконец, РЕАЛЬНО дает возможность почувствовать себя Бэтменом - ибо отныне против тебя не тупые мобы, не способные посмотреть наверх и не слышащие свиста бэтаранга, а все замечающие живые люди. Высокие точки, которые в сингле являются островками безопасности и на которых Темного Рыцаря никто никогда не увидит, в мультиплеере, скорее, выполняют прямо противоположную функцию и сдают засевшего на них игрока с потрохами. Ибо все, бегающие в мульте, знают, где стоит искать героя в первую очередь. Минусы этого режима, как я уже сказала - деревянность и бедность. Двух банд под патронажем Бейна и Джокера явно маловато, хочется больше суперзлодеев и больше возможностей, дабы потягаться с Мышью и Робином. Если разрабы допилят это дело, мультиплеер будет приковывать к себе на куда более долгий срок. Но в принципе, потенциал у него неплохой. Подводя итог, можно сказать следующее. Главная проблема Warner Bros. - в том, что они не разработчики. Почти всю свою сознательную жизнь занимаясь изданием игр, в этот раз они не захотели отказаться от дойной мыши коровы и решили еще срубить бабла. Но люди не знали, как это лучше сделать, боялись сильно затронуть основную механику и тем самым не навариться. Поэтому тупо взяли и скопировали все тоже самое, приправив это тем, что делают хорошо, т.е. грамотной пиар-кампанией. "Batman: Arkham Origins" - насквозь коммерческий проект, нацеленный на получение денег с громкого имени, и де-факто у разработчиков это получилось. Я сама, не моргнув глазом, выложила за игру не такую уж маленькую денежку в стиме. Удовольствие получат исключительно те, кто раньше в Бэтмена не играл и для кого все механики, геймплейные плюшки и сюжетные странности в новинку. Прочим же людям, знакомым с предыдущими частями, я настоятельно советую дождаться стимовских распродаж и выкупить игру по скидке хотя бы в 40%. Менее честные конечно могут не париться и скачать игру с торрентов, но тогда лишат себя возможности погонять в мультиплеер. В общем, решайте сами. Но 800 рублей игра однозначно не стоит.
Печально. Потом может поиграю.