Пройдена "Beyond: Two Souls".
В принципе, тезис из предыдущего отчета: "Завышенные ожидания губят хорошие игры" можно было бы прицепить и сюда.
Но обо всем по порядку.
Дэвид Кейдж всегда позиционировал себя как создатель нового жанра интерактивной драмы. Это такое еще не кино, но уже не игра. И "Fahrenheit", и "Heavy Rain" в свое время разрывали шаблоны чем-то новым и непередаваемым. Из-за второй игры мы, собсна, в свое время и купили консоль.
Ну, еще из-за Метал Гира и Год оф Вар, но это другая история.Но, глядя сейчас на все три знаковые игры Кейджа, я прихожу к выводу, что он не такой уж гениальный сценарист и творец, как ему кажется. После "Heavy Rain" человеку был выдан слишком большой кредит доверия на "Бейонд", что и в итоге сказалось на впечатлении от игры. Я бы сказала, что Кейдж хорошо делает бытовые сюжеты и плохо справляется с мистикой.
Вспоминаем "Фаренгейт", который ближе к концу скатывался в какую-то псевдонаучную ерундистику. И "Хэви Рейн", где великолепно была раскрыта тема отцов и детей.Но ирония в том, что как раз с мистикой в "Beyond: Two Souls" все более-менее в порядке, хромает именно бытовая составляющая.
Кейдж много, ОЧЕНЬ много говорил о том, что игры должны вызывать в людях эмоции. Обещал просто драму ver. 2.0 - то есть, еще больше крючков, цепляющих игрока за душу, еще больше эпичности и погружения в игровой процесс. Так вот. Ничего этого в игре нет. И тут надо понять одну очень важную деталь - ничего нет именно что
в сравнении с прошлой игрой, "Heavy Rain".
Поэтому, Rubeus Blackmoon, не ругайся на меня, что я так охаиваю "Бейонд".)Ну а как же не сравнивать, если я играла в "Ливень", если я внимала всем сладким речам сценариста и если ждала действительно того самого эпика. Косяки, на мой взгляд, начинаются уже с выбранной Кейджем манеры повествования. Перед нами не цельная и линейная история, что было бы только половиной беды - в конце концов, в "HR" действо тоже скачет между четырьмя персонажами. Но там это происходило хотя бы в один временной период!
А здесь мы имеем промежуток в 15 лет, по которому нас кидает, как щепку в водовороте. Кейдж хочет, чтобы его игры выглядели как кино, а сам допускает в продюссировании такие прощелки, которые для фильма как смертный приговор. Из-за этого не получается ни игру воспринимать, как законченное произведение, ни в душе никаких впечатлений к героям не остается.
Когда показывают эпизод погони спецназа за главной героиней - вашу мать, да я хочу разобраться, почему за ней гонятся, в чем ее обвиняют, что она такого сделала! А вместо этого - на, держи тебе восьмилетнюю Джоди, разбирайся с ее проблемами. И в итоге, когда примерно после середины игры наконец покажут ТОТ САМЫЙ эпизод, объясняющий, почему девушку обвинили в измене... Мне он уже не нужен, у меня в данный момент совершенно другие вопросы к игре и к мотивации персонажей.
Далее идет многабукаф, поэтому на всякий прячу под кат. В принципе, спойлеров можно не бояться - кто не играл, тот не вкурит и запутается в именах.Продолжение марлезонского балета.Удивительно, что Кейдж умудрился так сплоховать на том, на что он всегда упирал и на что делал ставку - эмоциональной связи с персонажем. В "HR" это было как-то настолько аккуратно и плавно реализовано, что я не замечала этого. Просто в один прекрасный момент осознала, что лезу в темную шахту не потому, что так надо по игре, а потому, что РЕАЛЬНО хочу спасти "своего" сына. И это желание стабильно держало меня вплоть до финала. В "Beyond" этого не получается опять же из-за рваного повествования. Джоди плачет. Плачет часто и много, и в этот плач Кейдж прямо тыкает игрока мордой - вот смотрите, Джоди страдает, ей плохо, посочувствуйте ей. А мне пофигу. Вот реально, я сейчас сижу и обдумываю прошлую главу и ее косяки, мне реально плевать на твою страдающую девочку. И какую в данной ситуации ты хочешь эмоциональную связь с персонажем - непонятно.
В некоторых ситуациях режиссура падает настолько низко, что доводит минимум до непонимания, максимум до смеха. Чтобы далеко не ходить за примером: эпизод, когда Джоди становится бездомной. Она едва не умирает, ее выхаживают местные бомжи и вполне доступно и понятно объясняют, что жизнь на таком существовании не заканчивается, что худо-бедно, но можно жить дальше. Джоди просыпается-отогревается, вполне себе бодро ходит и общается с людьми. Ей вроде бы норм. Но стоит подойти к валяющемуся в стороне ножику, как вот он - излюбленный прием Кейджа. Резко слезы-сопли и неудачная попытка порезать себе вену. КАК?! Какого черта, сценарист? К этому действию не было никаких предпосылок! Джоди пусть не до конца убедили в том, что бомжом тоже можно жить - но и резко против она не была, чтобы вот так дешево кончать с собой!
Разных других косяков тоже много. Нет, в "HR" были вопросы без ответа, но не так же кучно!
Что за девушка забрала листки бумаги в главе "Посольство"?
Кто это был за лидер в группе спецназа?
Как Джоди умудряется держаться, ходить и драться (!) на скользкой и мокрой крыше мчащегося на большой скорости поезда?
Почему спецназовские псы, натренированные оперативниками ЦРУ, сваливают, стоит попинать их веточкой?
И не заливайте мне о "почувствовали в Джоди силу", я собак сама тренировала.
Почему Джоди завладели существа в главе "Бездомные" и почему они не вернулись потом, когда ее спасли?
Как бомжи за какие-то три месяца заработали себе на вполне неплохую квартирку?
Почему местные в главе "Задание" только орали с поднятыми руками, а не пристрелили Джоди без разговоров?
Почему Айден не может вытащить из Джоди иголку, но зато свободно громит стекла, ведя к ней Коула и Райана?
Зачем Райан отдает Джоди защитный пояс, если у нее есть Айден, который защищает лучше любого поля?
Полон до краев абсурдностями и дешевыми фильмовыми клише и эпизод "Черное солнце". А ведь это без пяти минут финал, он должен игрока держать в таком напряжении, чтобы у него руки к геймпаду приросли. Спойлерить не буду, так что без подробностей. Все косяки и нестыковки ведут к тому, что ты не наслаждаешься финалом, как в "Heavy Rain" - ты пожимаешь плечами и выключаешь игру после титров. Псевдовыбор Джоди в эпилоге игры - остаться одной или прибиться к троим людям на выбор - совершенно нелогичен на мой взгляд. ИМХО, из четырех эндингов адекватны только два - это либо одна, либо с Райаном. Мотивация остаться с Зои слабовата, а с Джеем - пф, ребята, он вообще ее половину экранного времени не переваривал, какой смысл к нему идти. Это если выбрать Жизнь. Если же уйти в Инфрамир, то тут все еще печальнее. Даже если в процессе игры поубивать всех, кого только можно - хрен там, никакого профита от этого не будет, кроме стоящих людей в ролике, показывающем мир за гранью. Кейдж ОБЯЗАН БЫЛ включить в эпилог с Инфрамиром нормальное отображение встречи Джоди и Айдена - но фигли, повторяюсь. Ничего такого не покажут. Еще довольно странно выглядят последние кадры, которые очень прямо и бесхитростно палят "Beyond 2" - а ведь Кейдж ярый противник сиквелов и ни за что его не сделает. Зачем тогда показывать такой финал, опять неясно, хватило бы простого и красивого ну или не очень, это уж кто как играл завершения истории.
Капризная я поймала несколько моментов, которые могли быть очень сильными и шокировать также, как третье испытание в "Heavy Rain". Например, роды или финал миссии в Сомали. Можно было их оформить так, чтобы у игрока волосы дыбом вставали - и в случае с родами это не означает показывать все достоверно, совсем нет. Но Кейдж опять ведет себя как плохой режиссер, поэтому такие перспективные моменты тупо сливаются. Не играет на руку игре и музыка. Черт, да главная тема "HR" и сейчас под настроение может из слушателя душу вывернуть. А пройдя "Бейонд", я не могу вспомнить ни одной запомнившейся мелодии. Вот вообще ни одной. Тем это ужаснее, что музыку писал не абы кто, а Ханс Зиммер! В голове не укладывается, как автор волшебных мелодий "Короля Льва", "Человека Дождя" и прочих шедевров мог так плохо сработать на игре.
Из прочих печальных моментов отмечу еще управление. Увлекшись размытием грани между игрой и кино, Кейдж сделал свое новое творение в прямом смысле игрой для недоразвитых. Вместо полноценных движений аналоговым стиком, имитировавших движения персонажа - односложные и рваные подергивания вправо-влево-вверх-вниз. Максимальное комбо клавиш, зажимаемое одновременно - четыре и один раз за всю игру. В то время как опять-таки в "Heavy Rain" были моменты, когда я комбинацию нажатий чуть ли не носом держала! И это ничуть не шло в минус игре, наоборот - помогало погрузиться и передать дискомфорт, в котором оказывался персонаж. Да, передать грубо и эфемерно, но все же. С управлением еще все плохо и в режиме игры с телефона. На плеймаркете бесплатно распространяется приложение "Beyond Touch", которое позволяет использовать телефон как второй геймпад - нужно лишь, чтобы приставка и трубка были подключены к одному вайфаю. Получается кооператив, в котором один игрок берет на себя роль Джоди, другой, соответственно, Айдена.
Так вот. На самом деле в эту концепцию заложен отличный потенциал, который мог быть просто шикарно реализован - если бы процесс игры за Айдена стримился сразу на экран телефона. То есть игрок, играющий за Джоди на большом экране, не мог бы точно знать, происходит ли что-то в игре по скрипту или это второй игрок-Айден нагоняет жути. Уровень погружения вмиг бы возрос на порядок! Но вместо этого увы, телефон ведет себя ОНЛИ как второй геймпад. И ничего более. Обидно, что Кейдж, проололо такую шикарную идею.
Слишком много все же я написала про минусы. В плюс игре можно поставить то, что она потрясающе красива, "Heavy Rain" на фоне "Бейонда" выглядит невероятно серо и скучно. Из старушки PS3 реально вытянули все, что только можно.
И несмотря на то, что во время игры за Джоди я с трудом удерживалась от того, чтобы крикнуть: "Не верю!" - добиться того, чтобы игрок вживался в образ Айдена, разработчикам вполне удалось. Да, Айден хронически выступает как палочка-выручалочка. Да, постоянные крики Джоди "спасите-помогите" сильно приедаются. Но я никогда не забуду эпизод "Вечеринка": когда, выбравшись из чулана, я, ни о чем не думая, тут же полетела мстить. И делала это настолько самозабвенно и яростно, что реально оклемалась только после криков Джоди и ее просьб прекратить. Пять баллов, Quantic Dream.
Подводя итог, могу сказать: "Beyond: Two Souls" не такая уж и плохая игра. Да, несмотря на кучу недовольства с моей стороны. В ней вполне хороший и интересный сюжет, она очень красива и предлагает интересную механику игры за Айдена. Просто Дэвид Кейдж слишком зазнался после успеха "Heavy Rain" и увел свои концепты не в ту сторону. Незнакомым с прошлой его игрой "Бейонд" наверняка понравится - ибо красиво и необычно. А людям, как и мне, ожидавшим то, что обещал автор... Вот серьезно: начало в "The Last of Us" по трагичности на голову делает всю игру Кейджа. А ведь Naughty Dog всегда делали только приключения, а не драмы.